С предшественниками из 70-х годов у современных обоев много общего, но есть и отличия — прежде всего, в широте выбора и разнообразии решаемых задач. Каких? Давайте присмотримся!
Фотообои — один из самых радикальных способов поменять “раскладку” помещения в пространстве, зрительно уменьшить или, наоборот, радикально увеличить воспринимаемую площадь. Здесь работают все те же правила и подходы, что и при обычной колористике (скажем, теплые тона сужают помещение, но при этом добавляют камерного уюта, а холодные — напротив, прибавляют простора), но их эффект может быть во много раз выше. Вот почему многие интерьерные дизайнеры сторонятся фотообоев как огня — слишком уж мощный это инструмент. Но мы не боимся трудностей, потому что уверены: наши знания уберегут нас от ошибок.
Настоящие, качественные фотообои — очень высокотехнологичный продукт. Выбор текстур позволяет имитировать ткань и штукатурку, давая возможность “вписать” сюжет в интерьер без видимых переходов. Но если мы не хотим никаких радикальных изменений в восприятии нашего пространства, нам надо избегать радикальности и в сюжетах. Есть целый ряд стилей, которые прекрасно дополняются сюжетами фотообоев. К примеру, стебли бамбуковой рощи комплиментарны интерьеру в японском стиле, виды современного мегаполиса — интерьеру в стиле хай-тек, абстрактные композиции — скупому скандинавскому интерьеру, а пейзажи — практически любому “классическому”. В спальнях принято отдавать предпочтение сюжетам, несущим спокойствие — морским, цветочным, растительным.
Чего стоит избегать? Если площадь комнаты не слишком велика, не надо обращаться к “крупным планам” на обоях. Рисунок может быть слишком крупным для помещения, даже если сюжет вообще, казалось бы, не имеет масштаба (это касается, например, облаков). Еще обязательно надо задумываться о текстуре: живопись или ее имитация лучше смотрятся на “холсте”, а вот городские сюжеты — на гладкой поверхности.
Имеет ли смысл заказывать печать оригинальных фотообоев, когда в магазинах так много самых разнообразных сюжетов? Имеет! Во-первых, это позволяет вписать изображение именно в тот размер, который нужен исходя из дизайна, привязанного к конкретным помещениям. Во-вторых, при всем многообразии выбора, некоторые сюжеты найти в готовом виде практически невозможно, а зато набивших оскомину привычных и надоевших “картин” там сколько угодно. В-третьих, что же плохого вообще может быть в стремлении к оригинальности?
Как выбрать место, где напечатать фотообои? Придите в фирму, которую вы присмотрели по интернету или еще каким-то способом, и оцените образцы, которые они вам покажут. Не довольствуйтесь первым впечатлением — рассмотрите качество их печати не только на выигрышных сюжетах, но и на сложных — контрастных (надо смотреть на переход тонов — нет ли тут размазывания), с большими площадями одного цвета (контролируем наличие полос из-за неравномерности печати), с человеческими лицами (контролируем качество цветопередачи). Сейчас можно без особого труда нанести рисунок и на бумажные обои, и виниловые фактурные, и на флизелиновую основу — но в силу различий в технологиях качество изображения на них разнится довольно сильно.
Где взять подходящую фотографию для фотообоев? Современная цифровая фототехника с ее мегапикселями дошла до того, что любой современный зеркальный фотоаппарат делает вполне пригодную для сверхувеличения “картинку”. А вот сюжет, снятый на смартфон или камеру-“мыльницу”, при таком масштабировании может и утерять свое качество, обнажив недостатки оптики и матрицы. Еще сильнее эта проблема встает, если приходится кадрировать уже готовый снимок. Обязательно приносите для печати исходный файл, а не его “пережатки”, выложенные в интернет-сервисы. Если вам предложат “улучшить” качество снимка, будьте внимательны — далеко не всем сюжетам идут, например, псевдо-мазки масляной краски или акварельные разводы, которыми обычно пытаются скрыть недостаточное качество исходного материала. Хотя, конечно, это все равно лучше, чем пиксели и jpeg-артефакты гигантских размеров!
Фотографии замечательного качества можно найти в так называемых “фотобанках” — правда, как правило, хороший сюжет там всегда стоит не слишком больших, но все-таки отдельных денег. Файлы небольшого размера там обычно бесплатны (или снабжены “водяным знаком”, а вот за крупный формат придется заплатить. Тем не менее, пренебрегать этой возможностью не стоит. Кроме того, и у тех, кто занимается интерьерной печатью, иногда можно найти достаточно широкую библиотеку изображений — но будьте осторожны: обойтись это может даже дороже, чем платные услуги интернет-фотобанка.
Не стоит придавать слишком много значения красивым словам, относящиеся к технологии печати. “Сольвентные” чернила ничем не хуже каких-нибудь “латексных” — понятно, что каждый производитель печатной техники пытается найти маркетинговое обоснование своей технологии, но смотреть надо на реальное качество. К сожалению, есть вещи, которые невозможно проконтролировать заранее — например, стойкость подобной печати к прямому солнечному освещению, стремление основы к пожелтению или выцветание пигмента под воздействием высоких температур (например, рядом с батареями отопления). Справедливости ради, проблемы эти для нынешнего поколения принтеров и чернил гораздо менее остры, чем раньше. Остается рассмотреть специфические проблемы, которые возникают при наклеивании фотообоев… но мы их рассмотрим в следующий раз.