Легкодоступная горизонтальная поверхность для помещения жилого, и уж тем более для мастерской – ресурс сверхценный. Достаточное его количество и продуманное расположение – это каждодневное удобство. Рабочее пространство вызывающее комфорт – фактор ценный для любого ремесла, а уж для художников со свойственной им тонкой душевной организацией, втрое. Некоторая реорганизация внутреннего пространства нашего деревенского дома позволила освободить большой угол у восточного окна для творческих экзерсисов моих (жена, дочь) художников. Достаточно свободного места для большого стола и мольберта, солнечная сторона, хороший вид из окна (душевная организация, вдохновение), словом – шарман. Однако, помянутый большой стол еще предстояло сконструировать и сделать. Итак. Стол будет весьма большим (длинным), чтобы заполнить собой место вдоль внешней стены, под окном. Ширина стандартная – около 800 мм, высота – для работы сидя, около 750 мм. Главное отличие от аналогичных конструкций – специфическое устройство многочисленных внутренних полок для удобного хранения художественных принадлежностей и главным образом больших (до А1) форматов – бумага, ватман, готовые работы. Хранить их лучше горизонтально, плашмя и очень невысокими стопочками – удобнее сортировать, искать потребное и кроме того, работы выполненные с применением многих материалов, в особенности сухой пастели, угля, довольно нежные – осыпаются даже после обработки специальными «фиксатуарами». Хранят их в папках перекладывая листами кальки. Среди прочих моментов, некоторые технические – покрытие рабочей поверхности стола – линолеум. Практика показала его удобство и практичность в таковом качестве. Линолеум должен быть без рифления и по возможности не утепленный. Опять же, такие сорта существенно дешевле. Конструкция стола может быть простейшей но непременно разборной, такой, чтобы можно было вынести его по частям из дома и собрать на новом месте – в будущем предполагается строительство отдельного помещения для мастерской. Отделке мои художники тоже воспротивились. Итак. Что понадобилось для работы. Набор столярного инструмента. Везде можно обойтись простым ручным, но быстрее и точнее получается с применением даже несложных станков бытового класса. Здесь использовал циркулярную пилу и настольный строгальный станок, маятниковую (торцевую) пилу, электроножовку. Сверление, заворачивание саморезов – шуруповерт. Разметочный инструмент. Материалы – сухая доска «дюймовка» хвойных пород, крепеж, столярный клей ПВА, старые ламинированные щиты оставшиеся от разборки старорежимной щитовой мебели, подходящий кусок линолеума в качестве «красного сукна». К делу.Конструкция стола в квадратно-гнездовом духе, из нетолстых строганных хвойных дощечек. Крышка из остатков тёщиной «стенки» времен СССР. Все деревянные детали изготавливались схожим образом – подбирались подходящие доски или их обрезки. В основном попадались обрезные доски или иные заготовки с относительно ровным краем. Сверяясь со списком порции деталей, мелком и рулеткой размечал заготовки по возможности без крупных и сухих сучков, больших трещин и других заметных дефектов. Ручной электрической дисковой пилой отрезал заготовки нужной длинны. Свой универсальный «Могилев» переводил в положение «станок строгальный» и обрабатывал заготовки до нужной толщины. Стружки при этом собираю в корыто подставленной садовой тачки, а оттуда набиваю ими мешки – в моем хозяйстве это материал стратегический – наполнитель для компостирующего туалета. Универсальный станок перевожу в положение «пила циркулярная» и при необходимости распиливаю строганные заготовки по ширине. В деталях наружных, ответственных, еще раз строгал пиленную поверхность, во внутренних ограничился наждачной бумагой. На торцевой пиле обрезал длинные заготовки в размер, прошелся по деревяшкам наждачной бумагой. Перенес заготовки на объект, установил. Снял мерки для новой порции деревяшек. При этом крупные детали рамы стола приходилось изготавливать начиная с большой заготовки – 6 м доски с пилорамы, мелкие же, часто находились в хламе, обрезках, почти готовые. Первым делом собрал основание стола – «подкрышник» с ножками (Фото 1, 2, 3). Подобрал заготовки, обработал, собрал на саморезы и клей. Головки саморезов открыты и вся конструкция выглядит аккуратнее при симметричном или однотипном их размещении. Под каждый саморез, по крайней мере в верхней детали сверлил отверстие. Ноги стола (Фото 3) из двух нешироких дощечек каждая, скрепленных встык на клей и саморезы. К раме прикреплены восемью шурупами с клеем, каждая и укрепляют углы рамы, выдерживают значительные нагрузки, не требуют дополнительных раскосов и стяжек внизу. Со временем, практически не расшатывается.
Фото 1. Сборка подкрышника стола. Деревяшки собраны встык на саморезы и клей.
Фото 2. Одна из ног стола. Соединена с рамой внахлест на клей и саморезы.
Фото 3. Собранное неразъемное четырехногое основание стола.Четырехногая рама стола была изготовлена зимой, в стесненных условиях мастерской. Будучи накрытой несколькими подходящими кусками нетонкой фанеры уже представляла собой большой эрзац стол (Фото 4).
Фото 4. Временный экспресс стол – рама (Фото 3) накрытая несколькими листами фанеры.
Фото 5. Стол перекрыл блок розеток на стене. Для удобного включения, на раме под крышкой смонтировал этакую стационарную «переноску». С наступлением теплого времени года стали удобными уличные столярные работы – пришла пора доработать, закончить конструкцию – дополнить стол рядом полочек, настелить приличную крышку. Рама (Фото 3) неразъемная, собрана с применением клея. Она с некоторым трудом, этаким винтообразным движением проходит в дверной проем. Все остальное пришлось скреплять только на саморезы, в расчете на перенос по частям и сборке на новом месте. Еще пара ножек (Фото 6) аналогичных имеющимся сделал и установил в середине рамы. Это и дополнительная опора длинного пролета и удобное крепление массива полочек.
Фото 6. Дополнительная пара ножек. Хвойные дощечки, клей ПВА, гвозди.Полки для хранения больших форматов (листов) занимают всю левую половину подстолья но не во всю ширину стола – так, чтобы у сидящего не упирались коленки. Ширина стола позволила. Полки низкоширокие, имеют рамочную конструкцию (Фото 7, 8) и покрытие из тонкого ДВП (Фото 9, 10) – большой лист разметил, выпилил куски небольшой ручной дисковой электропилой и удалил лохмотья по краям наждачной бумагой. Приколотил на место мелкими гвоздиками начиная с нижней полки, поддерживая тонкую деревяшку снизу тяжелой кувалдой. Привлек к этому творческому делу (держать кувалду) художников.
Фото 7. Основания, каркас полок для хранения форматов.
Фото 8. Рамы полок для хранения форматов. Вид сзади-сверху стола.
Фото 9. Настил полок для хранения листов. ДВП, мелкие гвоздики. Вид сбоку-снизу.
Фото 10. Готовые полки для форматов. Вид сзади.Пару узких, мощных, «грузовых» полок в другой части подстолья собрал аналогично, с поправкой на прочность – рама (Фото 11) и настил из более толстого ламинированного ДВП (Фото 12) – задняя часть шкафов «стенки»-донора. Эти полки для коробок и ящичков составляемых стопками.
Фото 11. Рамы грузовых полок.
Фото 12. Грузовые полки в сборе.Крышка моего стола из ряда одинаковых ДСП-ламинированных панелей. К раме они притягиваются через промежуточные детали-брусочки (Фото 13). Высота их подобрана такой, чтобы острия недлинных саморезов не выходили на поверхность крышки стола.
Фото 13. Деталь для крепления крышки стола.
Фото 14. Готовый стол.Рабочую поверхность собранного стола (Фото 14) покрыл линолеумом (Фото 15). Рулон развернул на столе, разметил по месту и тут же отрезал лишнее лезвием строительного ножа под линейку. Края линолеума в нескольких местах прикрепил к столешнице липкой лентой.
Фото 15. Покрытие рабочей поверхности стола – линолеум.
Фото 16. Стол художника. Художник остался доволен, на полках удобно и нетравматично поместилась целая гора рисовательной всячины.Babay Mazay, август, 2021 г.
Источник: usamodelkina.ru